Аренда государственного и коммунального имущества через «ПроЗорро.Продажи»

Аренда государственного и коммунального имущества через «ПроЗорро.Продажи»

1 июня 2020 года в Украине в полную силу начал действовать новый Закон № 157 «Об аренде государственного и коммунального имущества», согласно которому аренда соответствующих активов может осуществляться лишь путем электронных аукционов на аккредитованных торговых площадках «ПроЗорро.Продажи». Нововведения исключили значительную часть бюрократических процедур, перекрыли существующие коррупционные схемы, а главное, сделали аренду государственного и коммунального имущества доступной для граждан и экономически выгодной для бюджета Украины.

Где искать объекты аренды государственного
и коммунального имущества?

Переход процедуры аренды в электронный формат инициировал появление базы публичных перечней государственного и коммунального имущества. Основная цель создания перечней - сделать реестр государственного имущества публичным. Объекты добавляются в списки по инициативе арендодателя или при наличии заявления от потенциального арендатора. Официально существует 2 перечня активов на аренду имущества:

  • первого типа, которые подлежат аренде через аукцион;
  • второго типа, которые подлежат аренде без проведения аукциона.

С обеими перечнями можно ознакомиться на официальном сайте Фонда государственного имущества Украины или на торговой площадке «ПроЗорро.Продажи». Второй вариант более предпочтителен за счет наличия систем фильтрации и более интуитивного рабочего интерфейса.

Когда арендодатель принимает решение о передаче имущества в аренду кроме заполнения перечней он публикует аукцион. Со всеми актуальными аукционами по аренде имущества можно ознакомиться по ссылке.

Стоимость аренды государственного и коммунального
имущества через «ПроЗорро.Продажи»

На аукционах «ПроЗорро.Продажи» действует нетипичная система формирования стоимости на аренду имущества, которая определяется не от оценочной, а от балансовой стоимости актива. Когда балансовая стоимость объекта равна нулю или составляет менее 10 % от первоначальной стоимости, объект подлежит переоценке со стороны его балансодержателя.

Процедура организации и проведения аукционов по аренде государственного и коммунального имущества

Новая процедура передачи государственного и коммунального имущества в аренду проходит в 6 этапов (3 этапа для организатора аукциона и 3 этапа для участника):

  • Для организатора:
    • Принятие решения о передаче имущества в аренду – инициация передачи государственного и коммунального имущества в аренду, а также включение имущества в один из перечней (первого типа или второго типа).
    • Внесение информации об имуществе в систему «ПроЗорро.Продажи» инициатор передачи имущества в аренду вносит информацию об объекте в систему «ПроЗорро.Продажи» через одну из аккредитованных торговых площадок.
    • Утверждение условий аренды имущества и публикация объявления об аренде в системе «ПроЗорро.Продажи» – инициатор передачи имущества в аренду составляет условия аренды в соответствии с Законом и публикует товарный лот для общего доступа в системе «ПроЗорро.Продажи».
  • Для участника:
    • Регистрация на участие в аукционе участник регистрируется на аккредитованной торговой площадке по ссылке и подает заявку на участие, после чего предоставляет пакет необходимых документов (идентификационные документы, квитанцию об уплате гарантийного и регистрационного взносов, информацию о конечных бенефициарных владельцах и т. д.).
    • Процедура торгов (аукцион) – в определенное организатором время проходит аукцион, где участники поочередно делают ценовые предложения. Процедура торгов может проходить тремя различными типами, поэтому новым участникам рекомендуется предварительно воспользоваться бесплатной консультацией менеджера торговой площадки.
    • Формирование протокола аукциона и заключение договора аренды – по завершению аукциона торговая площадка формирует протокол аукциона, принимает жалобы (в случае нарушений), а участник и организатор заключают договор аренды на протяжении 20 дней с момента формирования протокола.

Примечание! Все этапы организации и участия аукционов «ПроЗорро.Продажи» имеют сопроводительные инструкции, с которыми можно ознакомиться как в процессе использования торговой площадки, так и по запросу у менеджера.

Целевые назначения государственного
и коммунального имущества

В соответствии с Законом «Об аренде государственного и коммунального имущества», должностные лица не имеют права ограничивать целевые назначения использования арендуемого имущества. Однако есть исключения, которые касаются объектов медицинского, социально-культурного, образовательного и спортивного назначения. Информация об ограничениях целевого назначения объекта обязательно должна быть указана в документации к объявлению.

Минимальный срок аренды государственного
и коммунального имущества

Срок договора аренды определяется по согласованию сторон. При этом он не может быть меньше 5 лет, если только арендатор не просит сделать его меньше. В случае, если ни одна из сторон не подала заявление о прекращении или изменении условий аренды в течение 1 месяца после окончания срока договора, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

Примечание! По окончании срока договора арендатор, который надлежащим образом исполнял свои обязанности, может продлить его на тот же срок без аукциона. Таким образом, общий минимальный срок аренды увеличивается до 10 лет.

Преимущественное право действующего
арендатора

В законодательстве также были предусмотрены определенные преимущества для действующих арендаторов (укр. «чинний орендар»), которые включают в себя:

1. Возможность продления договора аренды без аукциона.

Если действующий договор аренды был заключен на срок не более 5 лет и ранее он ни разу не продлевался, действующий арендатор имеет право подать заявление на продление договора и продлить его без аукциона с теми же условиями, по которым он действовал ранее. Заявление подается не позже, чем за 3 месяца до окончания договора аренды, в ином случае продление будет происходить через аукцион.

2. Более низкие по сравнению с другими участниками аукциона гарантийный взнос и вознаграждение площадки.

Гарантийный взнос: для обладателя преимущественного права – 0,5 стартовой месячной арендной платы, тогда как для других участников согласно пункту 58 Порядка от 1 до 6 стартовых месячных арендных плат.

Вознаграждение площадки: для обладателя преимущественного права – 3 % годовой арендной платы, если срок аренды больше одного года, или 3 % от арендной платы за весь срок аренды, если срок договора менее 1 года, для других участников – 5%.

Узнать более детально о назначении гарантийного и регистрационного платежа, а также - ознакомиться со всеми актуальными тарифами по использованию системы можно в разделе тарифы.

3. Возможность получить возмещение за осуществленные неотделимые улучшения (ремонт) арендуемого помещения в случае, если цена, получившаяся в результате аукциона, его не устраивает.

Стоимость неотделимых улучшений (укр. «невід’ємні поліпшення») должна быть указана в описании аукциона, и она подлежит возмещению победителем аукциона (новым арендатором).

4. Возможность арендовать помещение, не являясь победителем в аукционе.

Действующий арендатор должен зарегистрироваться в аукционе, но может не делать ставок в его процессе, чтобы цена была определена другими участниками. Для реализации преимущественного права аренды действующий арендатор должен дать свое согласие оплачивать арендную плату в размере, предложенном победителем аукциона.

Примечание! В случае отказа оплачивать арендную плату в размере ставки победителя аукциона, действующий арендатор может подать согласие оплачивать арендную плату в размере, равном ценовому предложению участника, занявшего второе место в аукционе. При этом, он соглашается с тем, что теряет преимущественное право аренды в случае, если победитель аукциона согласен подписывать договор по предложенной им цене.

Итоги: аренда государственного
и коммунального имущества

Начиная с июня 2020 года реформация процедуры аренды государственного и коммунального имущества сделала ее проще, доступнее и рентабельнее. Вероятно, одним из ключевых факторов влияния на процедуру стала минимизация вмешательства человеческого фактора, исключившая лишнюю бюрократию и коррупционные схемы. При этом стоить заметить, что данное направление приобрело широкую популярность среди предпринимателей, о чем свидетельствует рост участников торгов каждый год практически в геометрической прогрессии.

Состоянием на 9 декабря 2020 г. в системе «ПроЗорро.Продажи» уже зарегистрировано около 3 000 аукционов по аренде государственного и коммунального имущества. Самый активный организатор, как и ожидалось – Фонд госимущества Украины, на счету которого уже более 1000 аукционов.

Количество аукционов Фонда госимущества Украины по областям:

  • Херсонская область – 69;
  • Винницкая, Хмельницкая область – 45;
  • Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская область – 132;
  • Ивано-Франковская, Черновицкая, Тернопольская область – 33;
  • Киевская, Черкасская, Черниговская область – 145;
  • Львовская, Закарпатская, Волынская область – 163;
  • Киев – 81;
  • Одесская, Николаевская область – 111;
  • Полтавская, Сумская область – 70;
  • Ровенская, Житомирская область – 43;
  • Харьковская, Донецкая, Луганская область – 118.

Всем новым участникам, а также тем, кто только начинает интересоваться работой системы «ПроЗорро.Продажи», торговая площадка The Tender предлагает бесплатную консультационную поддержку и полное сопровождение от момента подачи заявки до момента подписания договора. Чтобы воспользоваться услугой, обращайтесь по номеру телефона в разделе контакты или на электронную почту info@thetender.com.ua .